Улучшение поведенческих факторов: способы, которые работают
Яндекс и Google стали гораздо более изощренными в своих методах оценки того, какие результаты выводить в ответ на запросы пользователей. Для них это жизненно важно, ведь если люди не будут считать поисковую выдачу качественной, они просто прекратят ее использовать.
Для оценки полезности той или иной страницы (сайта), кроме технических и текстовых критериев, используются и так называемые поведенческие факторы. Под ними понимают совокупность действий пользователя во время его пребывания на сайте.
Это и позволяет отличить по-настоящему полезный ресурс от такого, который просто хорошо «заточен» под поисковые алгоритмы.
Здесь все по аналогии с SEO в целом – четкого списка поведенческих факторов, которые учитываются при ранжировании нет, как нет и информации, насколько сильным является влияние каждой из них. ПС отслеживают их самыми разными способами – при помощи тулбаров, браузеров и т. д.
Большинство специалистов сходятся в том, что к числу основных поведенческих факторов относятся следующие:
- Время на странице/сайте – как долго посетитель находился на странице или сайте перед тем, как уйти из нее;
- Количество просмотров – среднее число страниц, которые просматривают посетители;
- Показатель отказов – процент пользователей, которые просмотрели не более одной страницы, после чего покинули его;
- Кликабельность (CTR) в поиске – как часто пользователи кликают на ваш сайт в результатах выдачи;
- Возврат к выдаче – переход посетителя со страницы обратно к поиску.
Влиять на них сложно, но можно. Сосредоточившись на обеспечении лучшего пользовательского опыта, можно получить целый ряд «бонусов», в частности улучшение позиций и повышение уровня конверсии. А это важно и для контентных и для коммерческих проектов.
Как улучшить поведенческие факторы без накрутки
Кроме естественных способов влияния на поведение посетителей сайта, есть и более простой путь – просто имитировать нужные показатели, «накрутить» их. Подобные эксперименты довольно рискованны и грозят попаданием под фильтры, но, судя по всему, многих это не останавливает. Сервисы накрутки продолжают существовать, а значит, спрос на серые методы есть.
Нам такое не нужно. Нас интересуют только естественные методы, которые обеспечивают долгосрочный эффект и не грозят какими-либо санкциями. И очень хорошо, что такие методы существуют.
Исправьте технические ошибки
Если какой-либо функционал сайта не работает должным образом, люди всегда будут недовольны взаимодействием с ним. К распространенным техническим ошибкам относятся:
- устаревшие скрипты, которые замедляют загрузку сайта;
- некачественная верстка, что приводит к проблемам с отображением в ряде браузеров;
- конфликты модулей с CMS, что провоцирует сбои в работе;
- наличие битых ссылок, которые выдают 404 ошибку;
- использование неактуальных, специфических технологий и т.п.
Вряд ли кто-то из посетителей будет рад, если перейдя с выдачи на страницу вашего сайта, он увидит что-то типа этого:
«Хороший» процент отказов, в таком случае, гарантирован. Так что технический аудит своего ресурса стоит проводить, причем даже не один раз, а регулярно.
Оптимизируйте сайт под мобильные
Доля мобильного трафика даже в регионах, продолжает стремительно расти. А вот с оптимизацией коммерческих сайтов под мобильные, ситуация как была печальной так и остается.
Вряд ли кто-то будет доволен, если его заставят тапать пальцем по маленьким кнопочкам и рассматривать буковки с постоянным зуммированием:
Да, в ряде случаев это может оказаться нелегкой задачей. Например, когда нужно адаптировать для отображения на маленьких экранах сайт крупного портала или какого-нибудь сервиса. Но, во многих случаях все сводится к нескольким часам работы программиста/верстальщика. А если сайт на каком-нибудь популярном движке, то и вовсе достаточно купить готовую тему с адаптивным дизайном.
Поисковики решили активно форсировать повсеместную мобилизацию, и продвигать mobile-friendly в массы, разработав для этого специальные технологии. Первым был Google, анонсировав в октябре 2015 AMP (Accelerated Mobile Pages), а в начале мая стало известно, что схожую технологию, под названием «турбостраницы», тестирует и Яндекс. Суть одна и та же – ускорить скорость загрузки на мобильных устройствах.
Повышайте скорость загрузки
Сколько пользователи готовы ждать, пока загрузиться страница, на которую они перешли? Ответ простой: нисколько. Ну, или очень и очень небольшой процент. Даже если ваша страница грузится 4 секунды, вы можете потерять 25% своей аудитории. Это неприемлемо для любого проекта.
Не имеет значения, какое устройство используется для просмотра сайта – телефон, планшет или настольный компьютер, люди будут закрывать вкладки со страницами, которые медленно загружаются. Даже если человек откроет в разных вкладках сразу несколько страниц из выдачи, первой будет прочитана та, которая быстрее загрузиться.
Повысить скорость загрузки можно следующими способами:
- оптимизировать изображения, снизив их объем;
- оптимизировать код и запросы к базе данных;
- установить плагин кэширования для используемой CMS;
- не использовать дополнения/модули, если нет явной необходимости;
- использовать технологии AMP и «турбостраниц».
Убедитесь, что сайт работает максимально быстро, и вы будете приятно удивлены, насколько лучше это скажется на поведенческих и других метриках.
Внимание к дизайну и юзабилити
Есть сайты, которые сразу нравятся, и на них действительно приятно находиться. А есть и такие, которые напоминают результат творчества школьника после уроков, к тому же еще и лишенного художественного вкуса.
Причем, привлекательный дизайн вовсе не значит сложный и дорогой. Простота часто обладает большей изысканностью, чем обилие художественных элементов, которые могут только перегружать страницу.
Правда, вкусы у всех разные, поэтому лучше посмотреть на внешний вид популярных сайтов в вашей или смежной нишах. Или просто поискать понравившийся дизайн на том же Themeforest.net
Очень важную роль играет навигация, которая должна быть простой и понятной, давая возможность попасть в любое место сайта с минимальным числом кликов. Не поленитесь проверить транзакционный путь посетителя самостоятельно, чтобы убедиться в том, что все работает хорошо.
Одним из простых способов улучшить как юзабилити, так и качество внутренней оптимизации – сделать обычную внутреннюю перелинковку. Только вручную, а не скриптом, чтобы ссылки были не просто релевантными, а и полезными.
Создавайте качественный контент
Привлечь посетителя на страницу мало, необходимо еще и его на ней удержать, что может оказаться куда большей проблемой. Проверенный способ это сделать – предложить ему действительно качественную информацию, которая обеспечивала необходимую полноту ответа на запрос, по которому он перешел. И, поверьте, решить эту задачу куда сложнее, чем все остальные, перечисленные в этой статье.
Контент, который содержит ценную для посетителя информацию и в полной мере отвечает на его вопросы, положительно сказывается и на поведенческих метриках. А чтобы текст был качественным, при его написании, обратите внимание на следующие рекомендации:
- обеспечивайте полноту информации – пользователь должен получить ответ на вопрос, который его сюда привел;
- минимум воды – не увеличивайте объем текста, если в этом нет необходимости, так вы только раздражаете читателя;
- улучшайте читабельность статей – в этом помогает структурированность (списки, подзаголовки, прочие элементы форматирования), разбивка на короткие абзацы и использование качественных иллюстраций;
- включайте в материал факты и статистические данные, если в этом есть необходимость;
- привлекайте к написанию статей людей, которые действительно хорошо разбираются в теме.
Можно было еще много всего написать, но, в целом, все можно свести к одной простой истине – создавайте такой текст, который вам самим будет приятно читать.
Делайте сниппеты привлекательными
Хороший сниппет может отлично сработать в плане повышения кликабельности ссылки в выдаче, что даст возможность выжать максимум из полученных показов. С плохим же сниппетом, даже от хороших позиций толка будет немного.
Пример того, насколько сильно может отличаться CTR:
И вот что нужно сделать, чтобы получать больше кликов:
- Сформировать привлекательный Title. Который не только содержал бы ключи, но и привлекал внимание, побуждая перейти на сайт;
- Написать интересный Description. Так как гарантий, что данный фрагмент текста попадет в описание — нет, лучше располагать его в первом абзаце, включая вхождение основного запроса;
- Экспериментируйте с расширенными сниппетами, иконками (эмодзи) в тайтле и прочими технологиями, которые помогут вам выделиться в выдаче;
- Сделать привлекательный URL. Сделав его кратким и понятным, вы получите преимущество перед теми, у кого он длинный и сумбурный.
Для таких сайтов как интернет-магазины, где метатеги задаются в основном шаблонами, это особенно важно. Хороший шаблон позволит получить сразу существенный прирост за счет многих страниц.
Изучайте интересы ЦА
Нелегко будет сделать сайт, который понравится пользователям, если вы совершенно не понимаете, что же им нужно. А еще хуже – если вам кажется, что понимаете, но, все с точностью до наоборот.
Анализ целевой аудитории – одна из самых важных задач, которая должна лежать в основе всей стратегии работы над сайтом. Начинается все с анализа ключевых слов, определения намерений, потребностей и проблем пользователей. Затем уже прорабатывается стратегия создания посадочных страниц и контента, который на эти вопросы будет отвечать.
Уже после создания посадочных, нужно будет анализировать поведение пользователей на них, и думать, как на него повлиять.
Но, вашим сайтом все не ограничивается. Не менее важный этап – исследование конкурентов, у которых можно подсмотреть интересные решения, которые затем применить на собственном сайте.
Вовлекайте во взаимодействие
В зависимости от типа проекта, пользователи могут взаимодействовать с сайтом самым разным образом – читать, смотреть видео, нажимать на кнопки, заполнять формы, оставлять комментарии и т. п. Действие (или его отсутствие) тоже относится к пользовательскому опыту, и, вполне возможно, в будущем его роль будет расти.
Активность пользователей на сайте может влиять на целый ряд поведенческих факторов. Например, время пребывания на странице или количество просмотров на сеанс, не говоря уж о показателе отказов. Конечно, для этого на сайте должен быть соответствующий функционал – форма подписки, форма комментариев, вывод рекомендованных статей и тому подобное.
Ну и, конечно же – не забывайте о призывах к действию. Грамотно сформированные и размещенные в удачных местах CTA-элементы, могут очень положительно сказаться на активности аудитории.
Подведем итоги
Пользовательский опыт и SEO становятся ближе, чем когда-либо раньше. И у владельцев сайтов и у поисковых систем, одна и та же цель – сделать пользователей довольными. Поэтому, убедитесь в том, что вы правильно поняли, что нужно людям, и работайте над сайтом исходя из этого понимания.
Поисковые системы, как и реальные люди, начинают уделять внимание таким вещам как скорость загрузки сайта, качество текста на нем, удобство навигации и прочие детали, которые в совокупности очень важны. И если вы будете уделять этому должное внимание уже сейчас, то получите ощутимое преимущество над конкурентами как сейчас, так и в долгосрочной перспективе.
А какие способы улучшения поведенческих вы используете на своих проектах? Поделитесь своим опытом в комментариях!