Проектирование структуры сайта с учетом SEO: полезные советы и лучшие практики

05.06.2019 Матчасть
398 просмотров

Проектирование архитектуры сайта
На видимость сайта в поиске и его эффективность для бизнеса влияет огромное количество факторов. И есть вещи, о которых не так часто говорят, но их значимость сложно переоценить. К списку таких относится и проектирование структуры сайта.

Это очень важная задача как в контексте SEO-продвижения, так и в плане влияния на пользовательский опыт в целом. Сайт, с которым людям удобно работать, всегда будет генерировать больше прибыли.

Планировать архитектуру будущего проекта лучше еще до его запуска, на этапе разработки, так как это избавит вас от возможных рисков. Изменение уже действующего сайта – задача более сложная, но для хорошего специалиста тоже не проблема. Особенно если возможные преимущества явно стоят потраченного времени.

А теперь давайте рассмотрим основные плюсы хорошо спроектированной структуры сайта, и поделимся советами как правильно все сделать на практике.

Преимущества хорошей структуры сайта

Далеко не все владельцы веб-проектов уделяют этому вопросу должное внимание, даже если речь идет о SEO-специалистах. Хотя это один из тех факторов на который вы можете оказывать непосредственное влияние. Эффект от такой работы очевиден — это не требует дополнительных бюджетов.

Вот несколько наиболее важных преимуществ, которые обеспечивает хорошо спроектированная структура сайта:

  • Улучшение индексации. Если на сайте тысячи страниц, как например в интернет-магазинах или больших каталогах, хорошо спроектированная структура, за счет внутренней перелинковки, позволяет добиться гарантированного и быстрого их попадания в поисковый индекс.
  • Бонусы для SEO. Грамотно распределив группы ключевых слов по посадочным страницам сайта, можно сделать их максимально релевантными для поиска, что позволяет повысить видимость, упростить и ускорить получение трафика с органической выдачи.
  • Юзабилити и конверсия. Если навигация по сайту интуитивно понятна, можно быстро найти нужную информацию или товар, то все это положительно сказывается на поведенческих факторах и конверсии. Довольные люди проводят на сайте больше времени и более склонны к совершению покупок.
  • Потенциал масштабирования. В будущем может понадобится добавление новых разделов/кластеров на сайт, дополнительных типов страниц или увеличение объемов существующего контента. Если архитектура проекта изначально хорошо продумана, реализовать подобное можно будет без проблем. В противоположном случае, это приводит только к хаосу и увеличение количества ошибок.

Проектируем структуру сайта: 7 основных принципов

Начните с иерархии страниц. Хорошо организованный сайт можно представить в виде пирамиды с несколькими уровнями:

  1. Главная страница;
  2. Категории;
  3. Подкатегории;
  4. Теги (метки) и фильтры;
  5. Отдельные страницы (статьи, товары).

Такая иерархия позволяет упорядочить информацию простым и понятным способом, легко понять куда отнести ту или иную страницу, предопределяет навигацию и структуру URL. Продумайте правильную иерархию, и все остальное легко встанет на свои места.

Проанализируйте поисковый спрос. Сбор семантического ядра, его группировка и правильное распределение по сайту – основа эффективного SEO. В зависимости от типов ключевых слов (информационные, транзакционные и т. п.), их частотности и уровня конкуренции, осуществляется дальнейшая оптимизация страниц под них.

Исходя из данных по семантике, проектирование структуры сайта осуществляется от общих запросов к более конкретным, например:

  • интернет-магазин кухонной посуды: главная страница;
  • сковороды: категория;
  • сковорода tefal aroma: карточка товара.

Далее, в зависимости от объемов семантического ядра, расширяем структуру за счет категорий брендов («сковороды tefal»), характеристик продукта («сковороды с тефлоновым покрытием»), информационного раздела со статьями («как выбрать сковородку») и т. д.

А затем потребности и ожидания аудитории. Подстраиваться под поисковые алгоритмы важно, но не только это должно быть ключевым приоритетом. Очень важно стремится к тому, чтобы обеспечить наилучший пользовательский опыт своей целевой аудитории и потенциальным клиентам.

Вам нужно получить для себя ответы на следующие важные вопросы:

  • Кто ваша целевая аудитория?
  • С какой целью они переходят на ваш сайт с поиска?
  • Что их интересует в первую очередь?
  • Каким образом каждый из элементов структуры сайта удовлетворяет их потребности?
  • Какие страницы наиболее важны с точки зрения бизнеса?

Таким образом, вы сможете смоделировать путь перемещения потенциального клиента по сайту, и на основе этого выстроить его архитектуру и пути навигации.

Изучите сайты конкурентов. Почти наверняка таким образом вы сможете найти интересные решения и внедрить их на своем сайте. Причем, не обязательно анализировать только прямых конкурентов, можно искать интересные примеры для наследования и в смежных нишах.

Просматривать можно вручную, а можно использовать и специализированные сервисы типа Serpstat/Ahrefs. К примеру, путем анализа списка страниц с наибольшей видимостью в поиске, можно найти интересные идеи для новых посадочных или маркеры для использования в процессе кластеризации.

Используйте теги как инструмент кластеризации. На сайтах с широким семантическим ядром и большим количеством страниц, это позволяет создать большое количество посадочных и организовать удобную навигацию, избежав при этом перегрузки в виде необходимости создания десятков категорий.

Например, в структуре интернет-магазина теги можно использовать для группировки товаров по брендам, а физические страницы фильтров – для группировки по свойствам/характеристикам.

Таким образом вы еще и получаете дополнительные точки входа с высоким уровнем релевантности конкретной группе поисковых запросов.

Минимизируйте количество кликов. Одним из преимуществ хорошей структуры сайта является продуманная навигация, которая позволяет посетителям легко и быстро перемещаться по нему, делая при этом минимальное количество кликов. В идеале, для того чтобы перейти с текущей страницы на любую другую, пользователь должен сделать не более трех кликов.

Обращайте внимание на этот момент при проектировании. Если вы понимаете, что для доступа к определенной странице или разделу нужно сделать более трех кликов – лучше заново пересмотреть структуру, чтобы это исправить.

Проще – значит лучше. Не усложняйте там, где в этом нет явной необходимости. И для структуры сайта это более чем актуально. Избегайте перегрузки навигационного меню, чрезмерной вложенности страниц и ситуации, когда важные страницы теряются где-то в «глубине» сайта, где даже сам администратор не может их найти.

Например, вместо того, чтобы создавать несколько десятков категорий и подкатегорий, можно сделать 6-7 основных, а по остальным страницам провести кластеризацию при помощи тегов/фильтров. Неглубокие и упрощенные типы структур работают лучше всего, как с точки зрения поиска, так и с точки зрения удобства для пользователя.

Подведем итоги

Хорошая структура сайта достигается за счет проектирования четкой иерархии страниц, на основе анализа поискового спроса, особенностей целевой аудитории и анализа конкурентов. Это действительно важная задача, так как грамотная структура обеспечивает преимущества в плане SEO, помогает посетителям лучше ориентироваться на нем и положительно влияет на конверсию.

Лучше всего уделить этому вопросу внимание еще на этапе разработки сайта. Но даже если речь идет об уже действующем ресурсе, никогда не будет лишним проанализировать его с точки зрения структуры, и если можно что-то улучшить, приступить к внедрению постепенных изменений.

Воспользуйтесь советами из нашей статьи и потратьте время на создание качественной, хорошо проработанной структуры сайта. В конечном итоге это обязательно окупится!