5 опасных побочных эффектов плохого юзабилити
Есть две вещи, о которых можно говорить вечно – юзабилити и контент-маркетинг. Сегодня мы обсудим первую тему из этих двух.
Ведь каким бы полезным и информативным не был ваш сайт, если им неудобно пользоваться – показатель отказов будет зашкаливать. Ну а процент конверсии напоминать слезы…
Ок, отбросим момент лирики и перейдем к делу. А начнем, по традиции, с небольшого разбора понятий.
Что такое юзабилити? Минутка матчасти
Определения этого термина можно найти разные. К примеру, в Википедии говорится следующее:
«Юзаби́лити (от англ. usability — «удобство и простота использования, степень удобства использования») — способность продукта быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя в заданных условиях.»
В контексте веб-дизайна и интернет-маркетинга, под юзабилити сайта понимают удобство взаимодействия с ним со стороны посетителя. А вот относительно важности данного вопроса все можно объяснить еще проще. Здесь обычно только два варианта поведения юзера:
- Если пользователю удобно работать с сайтом и он легко может найти то, за чем пришел – он остается. Читает статьи, оставляет комментарии, покупает товары, заполняет формы и т. д.
- Если же все происходит с точностью наоборот – он закрывает вкладку, возвращается к выдаче и больше никогда о вас не вспоминает.
Для коммерческого сайта последствия второй модели поведения могут быть катастрофическими. Это недополученная прибыль, отсутствие возврата инвестиций и тупик в развитии.
Побочные эффекты: как плохое юзабилити влияет на все
Уверен, вы уже поняли, что юзабилити таки штука важная. Но даже в таком случае, вряд ли осознаете насколько серьезно провал по этому направлению влияет на вашу работу в онлайне.
Даже хорошие идеи порой страдают от плохого исполнения. Но еще хуже, если над этими самыми хорошими идеями изначально никто и не задумывался. И вот какие проблемы могут возникнуть у владельца сайта, который решил не уделять вопросу юзабилити должного внимания.
Несоответствие ожиданиям пользователей
В наше время пользователи окружены повсеместным вниманием со стороны бизнеса, ведь уровень конкуренции зашкаливает практически в любой нише. И это касается многих вещей. Поэтому у посетителей сайта высокие ожидания относительно скорости загрузки сайта, его внешнего вида и удобства использования.
Они не хотят лишний раз задумываться о том, какую кнопку нажать следующей. У них нет ни времени ни желания использовать поиск по сайту, если невозможно в два клика найти нужную страницу через меню.
И да, они ожидают, что вашим сайтом можно будет одинаково комфортно пользоваться с любого устройства – будь то рабочий компьютер в офисе или смартфон по дороге на работу.
Проще говоря, удобные сайты имеют в этом плане очередное конкурентное преимущество, а их владельцы зарабатывают больше денег. Те же, кто проигрывает по этому показателю, теряют и трафик и прибыль.
Плохие поведенческие метрики
Показатель отказов, возвраты к выдаче, малое количество просмотров страниц, время пребывания на сайте и другие поведенческие факторы – проблемы с юзабилити влияют на каждый из них. И если таких негативных сигналов будет много, это непременно скажется на позициях страниц сайта в поиске.
Если сайт новый, это еще более важный момент. Поисковые системы перед тем как начать в полной мере ранжировать страницы сайта, некоторое время собирают по ним различную статистику. И если ПФ плохие уже на самом старте, задача получить нормальные позиции в будущем может оказаться очень нелегкой.
Низкий коэффициент конверсии
Даже если технические моменты особенности веб-аналитики волнуют вас мало, нужно понимать, что все взаимосвязано. И плохие поведенческие факторы не могут не сказаться на показателе конверсии. Ваш сайт просто будет приносить гораздо меньшую прибыль чем мог бы.
Возьмем простой пример. Допустим, покупку, заявку или любое другое действие, которое является для вас конверсией, делает в среднем 1 человек из сотни посетивших сайт. Конверсия в таком случае будет 1%.
А теперь представьте, что вам удалось увеличить этот коэффициент до 2-3%. Вполне вероятно, что и прибыль в таком случае вырастет тоже в 2-3 раза.
Теперь понимаете почему это так важно? Оптимизация конверсии позволяет получить гораздо большую отдачу при минимальных вложениях и том же трафике.
Пользователь не будет нажимать кнопки и заполнять формы, если сайт ему неинтересен и им неудобно пользоваться. Цепочка конверсионных действий оборвется в самом начале. Это при условии, что вообще начнется.
Подрыв репутации и недополученная прибыль
В современных реалиях для многих предпринимателей сайт является первой, а в некоторых случаях и единственной точкой контакта с целевой аудиторией. От того как он выглядит и какое впечатление оказывает на людей, зависит и то, станут ли «потенциальные» клиенты существующими.
Даже если у вас серьезный и стабильный бизнес, но сам сайт выглядит абы как, навигация запутана, элементы расположены беспорядочно и т.п. – это точно не составит о вас впечатление как о профессионалах.
Репутация для бренда невероятно ценна. Неудобный сайт низкого качества негативно влияет не только на пользовательский опыт, но и на вашу репутацию среди целевых пользователей. А это, в свою очередь, сказывается на прибыли.
Недовольные люди ничего не покупают. Так что каждый человек, который ушел с вашего сайта из-за неудобства – это для вас потерянная прибыль.
Затраты на привлечение клиентов
Когда клиент разочарован из-за таких вещей как запутанная навигация, сложные формы, неработающие кнопки и ссылки – маловероятно что вы его вновь увидите. А если ваш конкурент предлагает те же услуги на сайте с красивым дизайном, работать с которым приятно и интуитивно понятно – вы проиграли.
Не нужно быть профессионалом в маркетинге чтобы понимать, что удержание существующих клиентов и повторные продажи – более выигрышная стратегия, чем постоянный поиск новых. Тем более с учетом того, что конкуренция растет, а вместе с ней растут и затраты на их привлечение.
Так что положительное влияние хорошего юзабилити на удержание клиентов – еще один аргумент в пользу того, почему в этом направлении стоит работать.
Подведем итоги
И дизайнеры и маркетологи часто о говорят о важности красивого и удобного для пользователя сайта. Но бизнес по-прежнему пытается сэкономить на том, на чем экономить не стоит.
Хороший сайт это давно уже не прихоть или символ статуса. Юзабилити, качество SEO-оптимизации и контент – или их отсутствие – могут серьезно повлиять на эффективность бизнеса в Интернете.
Почитайте подробнее как улучшить показатель отказов и другие способы работы с поведенческими факторами на сайте. А затем постепенно пробуйте внедрять все это на практике. Положительный эффект не заставит себя долго ждать.
Просто не забывайте о том, что работа над улучшением сайта — это постоянный процесс. И работа в этом направлении непременно поможет получить лучшие результаты и привлечь новых клиентов из интернета.
А что вы скажете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях.