Хабовые страницы в SEO: используем контент-хабы как инструмент для роста

12.01.2022 Матчасть
5 минут на прочтение
Хабовые страницы в SEO

Любая страница на сайте, за редким исключением, должна создаваться с целью получать трафик по определенной группе запросов, под которую она оптимизирована. И старое-доброе правило – чем больше оптимизированных страниц на сайте, тем больше потенциал трафика, который он может получать, в 2022 году работает все так же хорошо, как и десять лет назад.

Получить дополнительные точки входа под поисковый спрос на сайте, можно путем создания хабовых страниц или контент-хабов. Это мощный инструмент для привлечения трафика по высокочастотным и среднечастотным запросам, который хорошо работает для разных типов сайтов и в разных гео.

В этой статье мы подробнее разберемся в том, зачем вам вообще нужны хабовые страницы и как их правильно создавать.

Примеры хабовых страниц на разных сайтах

Независимо от типа сайта и подхода к визуальной реализации, у страниц-хабов есть общие особенности в плане архитектуры: общая хабовая страница, разделенная на подтемы/блоки, каждый из которого ведет на отдельную страницу с подробным рассмотрением данной темы, и все эти страницы, в свою очередь, перелинкованы с центральным хабом. 

Схематически это выглядит примерно так:

Классический контент-хаб, как выглядит

А вот более наглядный, хотя и немного упрощенный пример: 

Пример простой хабовой страницы

И как это реализовано на сайте IKEA:

Хабовые страницы на сайте интернет-магазина

Классический контент-хаб представляет собой информационную статью, которая ведет на ряд других публикаций, связанных общей темой. Но также это может быть рубрика или тег на информационном сайте, категория или листинг на сайте интернет-магазина, справочный раздел и прочее. 

Вот несколько примеров хабовых страниц на разных сайтах:

Любой из нас наверняка регулярно встречает хабовые страницы при исследовании выдаче, просто не всегда обращает на это внимание.

Польза хабовых страниц для SEO: вот почему вам стоит их создавать

Не нужно быть специалистом, чтобы понять – создание контент-хабов требует времени и ресурсов. Вполне логично возникает вопрос: а стоит ли вообще этим заниматься? И здесь ответ будет: скорее «да», чем «нет». Все дело в том, что хабовые страницы на сайте обеспечивают его владельцу (и оптимизатору) ряд преимуществ: 

  • высокая релевантность теме и раскрытие интента пользователя позволяет получить хорошие позиции в поисковой выдаче;
  • получение обратных ссылок естественным путем (качественные материалы всегда привлекают внимание);
  • хорошая семантическая связь между страницами позволяет «весу» хаба перетекать между всеми его компонентами;
  • улучшение поведенческих факторов за счет повышения вовлеченности пользователей;
  • возможность охватывать группы запросов, которые сложно было бы эффективно охватить при помощи обычных статей;
  • повышение отдачи от усилий по SEO и контент-маркетингу в целом.
Перелицовка между хабовыми страницами

На примере с контентным проектом, вместо статьи по обширной теме, в которой нужная информация подавалась бы только в общем виде, мы получаем материал, который дает пользователю возможность в любой момент перейти к более подробному изучению конкретной подтемы, которая больше всего его интересует. 

На примере с сайтом интернет-магазина, вместо простого перечисления товаров в виде листинга, мы предлагаем пользователю более удобную категоризацию для группы товаров, дополнительную информацию по теме, ответы на потенциальные вопросы и ссылки на полезные ресурсы. 

Как создать контент-хаб: пошаговый алгоритм

Окей, теперь, когда совершенно ясно, что хабовые страницы полезны для SEO и у вас уже, наверное, появились идеи как можно использовать их при работе над проектами, которые у вас на продвижении, пришло время разобраться как их правильно создавать. 

На самом деле, создавать контент-хабы не сложно. Весь процесс включает в себя всего несколько этапов, которые повторяются независимо от типа сайта, над которым ведется работа. 

1. Выбор темы для основной страницы. В основе должен лежать информационный интент, так как именно такой аудитории будет интересн контент большого объема. А потенциал поискового трафика должен быть достаточно большим, иначе нет смысла вкладывать столько ресурсов в отработку запросов, которые не дадут нужного выхлопа. 

Но важен не только поисковый спрос сам по себе как достаточная «ширина» темы, чтобы можно было выделить в ней подтемы для создания подстраниц. Например, если мы возьмем тему «утренние упражнения», то на основе анализа ключевых слов, сможем сформировать целый ряд под тем, исходя из которых можно спроектировать структуру как основной страницы:

  1. Утренние упражнения
  2. Утренние упражнения для бодрости
  3. Утренняя зарядка для похудения
  4. Утренние упражнения при боли в пояснице
  5. Польза утренних упражнений
  6. Идеальная диета для утренней тренировки
  7. Что нужно для начала утренних тренировок
  8. Разминка и упражнения на растяжку
  9. Проблемы со сном после утренних упражнений
  10. Как раньше просыпаться для упражнений утром
Поисковые подсказки в Google

2. Выбор подтем для содержимого хаба. На примере выше мы получили базовый список подтем буквально за 10-15 минут быстрого анализа. При составлении подтем отталкиваться необходимо не только от статистики поискового спроса, но и от общих проблем и задач, с которыми может столкнутся целевая аудитория в целом. 

Более того, необходимо вручную анализировать выдачу и страницы в Топе, поскольку таким образом можно найти интересную и полезную для ЦА информацию, которую можно включить в хаб, но это было совершенно неочевидно в начале. 

3. Аудит и обновление существующего контента. Вполне возможно, что на сайте уже есть публикации, которые можно использовать в качестве подстраниц для хаба. Возможно, для этого потребуется частично переписать или немного доработать контент, но это явно будет проще и быстрее чем писать с нуля. Этот процесс важен не только для экономии усилий (и денег), но и для того, чтобы избежать возможного риска каннибализации запросов.

4. Сбор семантического ядра. Здесь все просто: грамотно подобранная семантика дает возможность не только хорошо оптимизировать каждую из страниц хаба в плане SEO, но и понять, как можно сделать свой контент более информативным и качественным чем у конкурентов в Топе. Например, можно использовать поисковые подказки и LSI-запросы.

5. Создание контента. Чем более качественным будет контент, тем лучше. Сэкономив на этом, вы все равно потратите потом больше на аналитику, доработку и ссылки. Дополнительную ценность можно создавать при помощи детальной проработки структуры, использования изображений и видео, а также оптимизации под избранные сниппеты, например, путем включения в текст таблиц и списков.

6. Публикация и перелинковка страниц между собой. Контент-хабы имеют простую структуру — основной документ ссылается на все страницы в хабе, а эти отдельные страницы ссылаются на основной документ. Это можно реализовать как в виде ссылок в тексте, так и через оглавление (Table of contents).

Итоги

Контент-хабы представляют собой высокоэффективный метод структурирования контента на сайте как с точки зрения поисковой оптимизации, так и с точки зрения юзабилити для конечного пользователя. Хотя создание хабовых страниц и требует немалых затрат времени, но эти затраты в полной мере окупаются в долгосрочной перспективе.

Это интересная и актуальная методика привлечения поискового трафика, использование которой не нарушает правил Google и Яндекса, и вряд ли потеряет актуальность со временем. Это то самое «white hat SEO» в его чистом виде, и, если есть возможность, однозначно стоит протестировать такой подход при продвижении своих проектов.