Составляем портрет целевой аудитории: как узнать максимум о своих пользователях
Анализ целевой аудитории является обязательной задачей, если вы хотите получить максимальную отдачу от своих усилий при работе над сайтом. Ведь нельзя понять, как сделать хорошие посадочные страницы, если непонятно, для кого именно вы их делаете.
Но дело не только в конверсии. В современном SEO важным условием для попадания страницы в Топ является ее соответствие поисковому интенту, то есть, намерениям пользователя. И это более важно, чем ключевые слова, ведь в одну и ту же фразу разные люди (сегменты ЦА) могут вкладывать разный смысл.
Составляя портрет своей целевой аудитории и пытаясь понять, чего хотят потенциальные клиенты, вам нужно будет собрать и проанализировать максимум информации об этих людях. В этой статье мы собрали способы, при помощи которых это можно сделать.
Изучаем аналитику по своему сайту
Если вы подключили свой сайт к системам аналитики (Google Analytics, Яндекс.Метрика), считайте, что в ваших руках отличный инструмент для понимания того, какие люди посещают ваш сайт, и каким образом с ним взаимодействуют. Можно определить географические и демографические характеристики аудитории, наиболее популярные страницы/товары, которыми интересуются пользователи, каналы по которым они приходят и т. д.
Недостаток данного метода в том, что для подробного анализа требуется довольно большая выборка данных. А значит, сайт должен обладать высоким уровнем посещаемости и должно пройти некоторое время после подключения к сервисам, чтобы эти данные собрать.
Данные из CRM и отдела продаж
Именно про это чаще всего забывают. Ведь если компания использует в своей работе CRM для отслеживания взаимодействия с клиентами, в ее базе может накопиться крайне полезная информация о лидах и существующих клиентах. Это же касается и отдела продаж, поскольку специалисты, которые обрабатывают заявки и тесно общаются с клиентами, знают много такого, что никакие сторонние сервисы вам не расскажут.
Анализируя такую информацию, можно понять, каким образом можно доработать посадочные страницы, чтобы сделать их более полезными для ЦА, на аудиторию с какими характеристикам таргетировать рекламу в соцсетях и т. д.
Сайты-отзовики
Несмотря на активное продвижение поисковиками Яндекс.Справочника и Google Мой Бизнес, сайты с отзывами практически не теряют популярности, так как позволяют делиться мнением не только о компаниях, но и о товарах и брендах. Многие люди регулярно ищут здесь информацию, перед тем как принять решение о покупке.
Самые популярные из них – irecommend.ru и otzovik.com. В некоторых нишах данные ресурсы могут стать настоящим кладезем полезной информации, которая поможет лучше понять, как взаимодействовать с ЦА.
Анализ сайтов и рекламы конкурентов
Один из самых эффективных методов, который позволяет найти интересные инсайты, чтобы затем внедрить их в свою маркетинговую стратегию. Но он же и самый сложный и требует немалых инвестиций времени.
Для этих целей используется как ручной анализ, так и существуют специальные сервисы, при помощи которых можно собрать более скрытые и неочевидные данные. Например, видимость отдельных страниц сайтов конкурентов по ключевым словам в поиске.
Это довольно обширная тема, по которой у нас в блоге есть подробные статьи, с которыми рекомендуем вам ознакомиться: «Воруем у конкурентов: что можно узнать анализируя чужие сайты и как это сделать» и «Анализ конкурентов в контекстной рекламе: инструменты и советы».
Обсуждения на форумах и в соцсетях
Это хоть и открытый источник, но мало кто догадывается использовать его для поиска информации о своей ЦА. Между прочим, именно в таких местах можно найти неочевидные подсказки относительного того, что реально интересует людей, что они хотят узнать, какие проблемы решить и т. д. Кстати, это еще и отличный источник идей для контент-плана.
Простой пример. Если вы предлагаете услуги по монтажу отопительного оборудования в квартирах, алгоритм действий будет следующим:
1. Ищем обсуждения по этой теме на форумах или в соцсетях.
2. Читаем и определяем, что больше всего интересует пользователей.
3. Даем ответы по теме на страницах услуг или в статьях на сайте.
Анализ контента в разных источниках
Что интересно вашей целевой аудитории? Как они реагируют на те или иные темы и различные типы контента? Что публикуют ваши конкуренты? Какие темы получают больше просмотров, а какие – больше социальных реакций? Ответы на все эти вопросы можно получить, если анализировать чужие тексты, видео и посты в соцсетях.
Этот вариант подходит абсолютно для всех. Но нужно понимать, что такая работа оправданна только в том случае, если вы сами занимаетесь созданием контента для сайта и других каналов. Тогда удачные решения можно будет сразу же применять на практике.
Опросы в соцсетях и мессенджерах
Опросы традиционно проводятся на сайтах и в email-рассылке, но удобнее всего это делать в социальных сетях и мессенджерах. По сравнению с традиционными каналами их плюс в том, что вы получаете гораздо больший охват и очень быструю обратную связь.
Главное – сформулировать вопросы максимально точно, чтобы пользователи поняли их правильно. Что интересно, наличие собственного канала/сообщества не является обязательным, можно договориться и с владельцами сторонних ресурсов, и за отдельную плату использовать их каналы по мере необходимости.
Так для чего все это нужно?
Понимание особенностей и предпочтений своих потенциальных клиентов позволяет грамотно выделить отдельные сегменты ЦА и сделать предложение, от которого они не смогут отказаться. Это повышает эффективность рекламных кампаний и показатель конверсии при работе с органическим трафиком. Более высокая релевантность страниц положительно влияет и на SEO.
А еще, упрощается задача позиционирования компании, проще выстраивать взаимодействие с пользователями, можно формировать более индивидуализированные предложения и т. д. Все это увеличивает лояльность к бренду, стимулирует повторные продажи и обеспечивает другие важные для бизнеса преимущества.
Мы уверены, советы из этой статьи вам в этом помогут. Если у вас есть чем дополнить этот список от себя – пишите в комментариях!