Почему слепое копирование конкурентов в SEO – тупиковый путь

1 033 просмотров


Есть немало статей о том, как анализ конкурентов и копирование удачных решений других сайтов помогает добиться успеха в поисковом продвижении. В нашем блоге тоже есть статьи на эту тему, например о том, какую информацию можно узнать благодаря анализу сайтов-конкурентов и как это использовать для улучшения своего ресурса.

Но у данного подхода есть и другая сторона медали, о чем почти никто не пишет. Учится у лидеров рынка это, несомненно, хорошо, но именно учится, а не слепо копировать все их действия. И понимание этого приходит только с опытом, за который часто приходится платить временем или деньгами.

Сегодня именно об этом мы и поговорим. Разберемся почему иногда копировать конкурентов в SEO – далеко не лучшее решение, а также объясним в чем конкретно минусы данного подхода.

Всегда есть важные отличия

Каждый бизнес такой же индивидуальный, как и человек, который им управляет. Да, грамотную стратегию продвижения всегда можно успешно адаптировать под конкретный сайт, но никто не может гарантировать вам успеха при копировании «как есть».

Даже небольшие отличия в особенностях ЦА, структуре посадочных страниц, ценах или услугах может приводить к тому, что каналы интернет-маркетинга, которые эффективны для одного игрока, в итоге окажутся совершенно бесполезными для другого. А ведь есть еще такие факторы как география, особенности ассортимента и множество других особенностей, которые тоже необходимо учитывать.

Простой пример. Народная сеошная мудрость гласит, что длинные статьи лучше ранжируются в поиске и приносят больше трафика. Значит ли это, что ваша аудитория хочет читать статьи длиной 10 000 знаков? Совсем не обязательно.

Особенно если тему можно раскрыть и в заметке на 3 тыс. слов, а все остальное – просто вода, сгенерированная ради получения нужного количества знаков.

У вас нет всех данных

Это делает задачу понимания того, что на самом деле работает, крайне сложной. Правда в том, что иногда люди копируют друг друга и просто делают случайные вещи, даже не задумываясь над тем, дает ли это должный эффект. Более чем половина специалистов по интернет-маркетингу даже не документирует свою стратегию, работая фактически по памяти и интуиции.

Анализ данных по сайту

Кроме того, у конкурентов может быть нечто особенное, что делает определенную стратегию для них изначально выгодной, а для вас аналогичная работа обернется убытками. Например, компания может давно существовать на рынке и быть известной в среде целевой аудитории, что сильно влияет на уровень конверсии и позволяет тратить на привлечение клиентов в разы больше средств.

Другой же бизнес при аналогичных затратах, скорее всего будет уходить в минус. Не говоря уж об экспериментах, которые в итоге могут оказаться невыгодными, а вы невольно станете их участником, повторяя за конкурентом.

Поворот не туда

Ваши конкуренты могут ошибаться. Но узнаете вы об этом только тогда, когда наступите на те же грабли следом за ними. Вот основная проблема, с которой сталкиваются те, кто стремится воспроизводить все шаги своих ближайших конкурентов.

Если кто-то активно закупает ссылки с прямыми анкорами через биржи или делает прочие глупости, которые поисковиками однозначно наказываются, а вы повторяете за ним, то и под фильтры вы попадете одни и те же. Причем, специфика алгоритмов Google и Яндекс в том, что санкции не накладываются одномоментно, а может вполне себе пройти даже несколько месяцев.

Можно несколько месяцев тратить время и деньги, повторяя чью-то неправильную стратегию, чтобы потом в итоге еще и угодить под фильтр. Не очень хорошая перспектива. Хотя на старте ничто не предвещает беды.

Красный океан и война бюджетов

Что будет если все вдруг начнут продвигать свои сайты по одним и тем же ключевым словам, и настроят показ объявлений в контекстной рекламы по идентичным поисковым запросам? Правильно: продвигаться в органическом поиске станет сложнее на порядок, а ставки в контексте взлетят до небес.

Конкурентные войны

Можно потратить год и кучу денег, чтобы выйти хотя бы в Топ 10 (не говоря уж о первом месте) по высококонкурентному запросу. А можно найти интересные смежные запросы, которые приносят трафик и конверсии, но конкуренция по ним минимальна, а желаемый Топ можно получить за считанные недели. Какой вариант выгоднее, думаю, объяснять не стоит.

В маркетинге есть такое понятие как «красный океан», которым обозначают рынок с большим количеством игроков и высоким уровнем конкуренции. В то же время существует и голубой океан, в котором сравнительно просто и быстро можно стать лидером с минимальными затратами ресурсов. В контексте SEO-продвижения данная аналогия тоже отлично подходит для разъяснений.

В точности копируя семантическое ядро конкурентов, вы с большой долей вероятности будете конкурировать по запросам, за которые в поиске уже бьются сотни и тысячи других игроков.

Трафик по ним можно будет получить только находясь на первой странице поиска, и к тому времени как вам удастся это сделать, вы потеряете тысячи посетителей, которых могли бы привлечь просто работая с посадочными страницами под менее конкурентные поисковые запросы.

Проблемы с позиционированием

В маркетинге этот момент очень важен, и те кто считает, что в онлайне подобные вещи не имеют значения, сильно ошибаются. Особенно если речь идет о нише предложения товаров и услуг, в которой уже есть выбор между десятком продавцов с аналогичным продуктом или схожими условиями.

Проблемы с позиционированием

Если вы предлагаете похожие продукты, а ваш сайт ничем не отличается от сайтов конкурентов, какой тогда смысл потенциальному клиенту покупать именно у вас? В большинстве случаев его выбор будет сделан в пользу той компании, о которой он хотя бы что-то слышал, или же интернет-магазина, у которого попросту ниже цены.

Тот кто не может дифференцироваться в сознании потребителей от других игроков на рынке, скорее всего, вскоре должен будет из этого рынка уйти. Или же получать минимальную маржу и топтаться на одном месте без каких-либо шансов на развитие.

Всегда второе место

Тот кто первым воплощает на практике нечто новое рискует заплатить рублем за допущенные ошибки. Но одно обстоятельство перевешивает все возможные риски: можно снять все «сливки» задолго до того, как подтянутся все остальные конкуренты.

Выбрав стратегию копирования, вы всегда будете вторым на этом пути. И аудиторию, которая уже видела подобное на другом сайте, повторением уже не удивить. Никто конечно же не отрицает, что это может дать хорошие результаты. Но уж точно они не будут выдающимися.

Выводы: изучайте, адаптируйте и улучшайте

Как победить конкурентов
Как вы уже поняли, смысл это статьи сводится совсем не к тому, чтобы убедить вас перестать копировать работу конкурентов. Совсем нет, мы подчеркиваем только то, что плохой практикой является именно слепое копирование. А вот исследование того как работают конкуренты, адаптация интересных практик под себя и их дальнейшее улучшение – вот действительно правильный путь.

Изучение конкурентов и их деятельности, должны быть лишь частью вашей SEO-стратегии. Превратите полученную информацию в тот самый фундамент, на основе которого вы сможете выстроить собственную уникальную стратегию, которая поможет вам в полной мере воспользоваться сильными сторонами бренда.

Ведь ваша цель – обогнать конкурентов, а не просто догнать их, не так ли?