Как сделать хороший отчет по SEO для клиента на продвижение
Поисковую оптимизацию вряд ли можно назвать легкой для понимания областью даже для начинающих специалистов, не говоря уж о заказчиках. И если говорить о работе над продвижением проекта, то не так важно то, что вы делаете, как то, достаточно ли хорошо понимает это клиент.
Хороший отчет по SEO должен выдерживать баланс между объемом данных, качеством их подачи и информативностью документа как такового для конечного заказчика. Особенно с учетом того, что читают его часто люди далекие от этой области.
Сформулировать задачу можно в виде одного предложения: отчет должен содержать ту информацию, которая позволяет владельцу бизнеса понять динамику развития проекта, список выполненных работ, понять как это влияет на достижение поставленных им целей.
А теперь давайте разберемся со всем этим подробнее.
Начните с оформления
Отчет в формате неструктурированного полотна текста, без нумерации, иллюстрации и прочих элементов оформления – как минимум просто неудобен для восприятия. Не говоря уже о том, что выглядит такой документ непрофессионально и явно не добавит вам уважения в глазах клиента.
Поэтому стоит позаботится о создании соответствующего шаблона, который бы включал:
- колонтитулы с контактной информацией и нумерацией страниц;
- оглавление для быстрого поиска нужного раздела;
- брендинг (логотип, слоган и т. п.);
- единое стилевое решение в плане шрифтов, графики и прочих элементов.
В SEO-Reports все это доступно по умолчанию, и генерируется отчет одним кликом. Если же вы все еще предпочитаете оформлять такой документ вручную, то создание шаблона можно заказать у дизайнера.
Покажите распределение трафика по каналам
Доля сайтов, которые получали бы трафик исключительно с какого-то одного канала, в наше время уменьшается. А в некоторых нишах социальные сети, реферальные переходы и другие каналы могут генерировать посещаемость сравнимую с органическим поиском.
Это особенно важно в случае, если заказчик инвестирует бюджеты в разностороннюю маркетинговую активность, так как позволяет сравнить отдачу по разным источникам.
А также его динамику
Именно эта информация в отчете позволяет заказчику оценить эффект от выполненных по SEO работ и влияние, которое это оказало на развитие сайта. Сравнение нескольких периодов между собой, позволяет составить более полную картину роста.
Более того, даже если в текущем периоде наблюдается небольшой спад, но общая динамика остается положительной – это успокоит клиента, а оптимизатору позволит избежать возможных необоснованных претензий.
Детализируйте по конверсиям
В зависимости от оговоренных KPI, это может быть отправка формы, регистрация, добавление в корзину, оплата заказа и прочие действия, непосредственно связанные с коммерческим эффектом для заказчика.
Можно указывать конверсии как по всем источникам в целом, так и по каждому из основных каналов по отдельности:
Наложение данных на график позволит определить важные зависимости, например, сезонность или динамику в зависимости от дня недели. Обычно SEO в плане рентабельности инвестиций уверенно обходит большинство других каналов, особенно в долгосрочной перспективе.
И популярности отдельных посадочных
На каждом коммерческом проекте есть несколько ключевых посадочных страниц, которые предназначены для конвертации посетителей в клиентов. Для интернет-магазина, к примеру, это могут быть категории в каталоге товаров, а на сайте бизнеса в сфере услуг – страницы с детализацией по каждой конкретной услуге.
Важно продемонстрировать клиенту популярность отдельных посадочных в разрезе по сайту в целом, а при необходимости, и по другим источникам (например, социальным сетям):
Динамика изменений по визитам, если ранее расставлялись какие-либо приоритеты, также позволяет оценить как повлияли на их посещаемость те или иные работы.
Покажите, что сделано и что планируется сделать
Можно ограничится простым перечнем наподобие того, что на скриншоте ниже:
А можно дать больше конкретики. К примеру, не ограничиваться общими пунктов вроде «Провели оптимизацию мета тегов», а предоставить список тех самых страниц, а также показать на примере как выглядели метатеги до и после изменений.
В некоторых случаях в отчете к списку рекомендованных/планируемых работ, к некоторым пунктам прилагается дополнительное разъяснение, зачем именно это делается. Здесь все зависит от особенностей конкретного заказчика, его уровня понимания работы и требования.
В любом случае, времени на такую дополнительную информацию будет потрачено значительно меньше, чем на детализацию для клиента, которому совершенно непонятны половина из перечисленных пунктов.
Сформулируйте выводы и рекомендации
Окей, вы показали цифры, динамику, что сделано и что планируется, и еще много всего интересного. А теперь посмотрите на отчет с позиции клиента, и попробуйте дать ответ на наиболее важный для него вопрос: как все это повлияло на его бизнес уже сейчас и повлияет на него в будущем?
Суть в том, что необходимо не только понимать в какую сторону развивать проект и как именно это делать, но и уметь четко донести свое видение к владельцу бизнеса, обеспечить ему уверенность что все хорошо.
Поэтому, сформируйте четкие выводы и пройдитесь немного по рекомендациям. Детали все равно будут обсуждаться уже при непосредственной коммуникации с заказчиком. Но лучше, если он заранее будет в курсе планируемой повестки.
Внимание на качество, а не количество
Основной минус типичных отчетов по SEO – их информационная перегруженность. Мелкие детали должны оставаться уделом специалистов, а заказчик просто должен хорошо понимать за что платит, и как это влияет на его бизнес. Этот принцип в свое время мы и взяли за основу при создании SEO-Reports.
Есть вещи более интересные, чем чтение многостраничных документов, суть которых можно было свести к нескольким графикам и объему текста, в десять раз меньше. Именно поэтому, в приоритете всегда должна быть информативность, а не объем ради объема.
А что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях!