Работа в агентстве, на фрилансе или инхаус: что выбрать SEO-специалисту?
Вопрос профессионального развития актуален независимо от опыта и ниши, в которой вы работаете. В области поисковой оптимизации есть из чего выбирать, и можно как остановится на одном из вариантов, так и перепробовать все доступные.
SEO-специалист может работать в агентстве, которое предоставляет услуги интернет-маркетинга для клиентов, работать напрямую с клиентами самостоятельно (фриланс, ИП) или же устроится на работу в формате «in-house», то есть, заниматься продвижением сайта одной компании, числясь в качестве ее сотрудников.
В контексте профессионального развития, каждый из этих вариантов имеет свои особенности, которые можно воспринимать как в качестве преимуществ, так и в качестве недостатков, в зависимости от личных приоритетов. Далее в статье мы подробнее рассмотрим особенности каждого из этих форматов работы.
Работа в агентстве: плюсы и минусы
Большинство SEO-специалистов на рынке работают именно в разного рода агентствах, которые специализируются на поисковом продвижении или комплексном интернет-маркетинге. Это самый очевидный вариант работы, так как найти себе вариант по душе и навыкам может как новичок, так и опытный специалист.
Плюсы работы в агентстве:
- работа с разноплановыми проектами позволяет прокачивать широкий спектр навыков в качестве специалиста;
- есть возможность обмениваться опытом с другими специалистами такого же профиля;
- помимо ставки, ваша зарплата может включать процент с оплат по продвигаемым проектам;
- корпоративный доступ к продвинутым техническим инструментам автоматизации и аналитики;
- разноплановые задачи: от контент-менеджмента и SEO-аудита, до формирования сложных маркетинговых стратегий;
- возможности для вертикального карьерного роста;
- стабильный доход, который растет по мере роста опыта.
Минусы работы в агентстве:
- загрузка работой может быть большой, из-за чего страдает качество ее выполнения;
- если агентство конвейерного типа (а таких большинство), это предполагает большое количество рутинных задач;
- доход может быть ниже, чем на фрилансе, плюс колебания из-за постоянной текучки проектов;
- из-за большого количества проектов и постоянных дедлайнов/переработок, растут риски выгорания.
В любом случае, каким бы ни было соотношение преимуществ и недостатков в каждом конкретном случае, работа в агентстве всегда будет хорошим вариантом в качестве основы для дальнейшего самоопределения в качестве специалиста.
Даже новичок за год может получить хорошую прокачку знаний и навыков, которые пригодятся ему в построении дальнейшей карьеры.
Работа на фрилансе: плюсы и минусы
Нет такого сеошника, который не задумывался бы о переходе на фриланс. Особенно, если среди знакомых есть примеры тех, кто уже успешно работает напрямую с клиентом. Однако, стоит отметить, что это вариант преимущественно для опытных специалистов, и далее вы поймете почему так.
Плюсы работы на фрилансе:
- ваш доход ограничен только вашей работоспособностью, всю прибыль с проекта получаете только вы лично;
- можно брать на продвижение только те проекты, которые нравятся, избавив себя от общения с неприятными клиентами;
- график свободный, в офис каждый день ездить не нужно, вы сами планируете задачи и их выполнение;
- ценообразование на свои услуги вы тоже устанавливаете лично;
- можно изучать любую технологию или нишу, и тут же применять полученные знания в деле.
Минусы работы на фрилансе:
- 100% ответственность перед клиентом несете лично вы;
- искать клиентов и общаться с ними нужно будет самостоятельно;
- доход нестабильный, клиенты могут задерживать оплату, а то и вовсе не заплатить;
- инструменты нужно будет покупать за свой счет;
- проблемы с самоорганизацией могут привести к застою в развитии и выгоранию.
Как мы уже писали выше, фриланс – это вариант для специалистов уровня middle/senior. Для успешной работы с клиентами напрямую, нужно обладать целым спектром навыков и уметь эффективно применять их на практике. Сложно ожидать подобного от оптимизатора, который только начинает свою карьеру в SEO.
Работа для SEO-специалиста в inhouse-команде
Инхаус стоит особняком и оптимизаторов, которые работают по данной модели, на рынке не так уж и много. Inhouse-специалист работает в штате компании и занимается продвижением только ее сайта. В зависимости от количества и сложности проектов, SEO может заниматься как один человек, так и целая команда.
Плюсы работы инхаус:
- возможности полного погружения в проект и нишу бизнеса, что выгодно как бизнесу, так и самому оптимизатору;
- можно заниматься высокоуровневой работой и ставить эксперименты, на которые нет времени/бюджета в агентстве или на фрилансе;
- оплата работы выше чем в агентствах, а порой и на фрилансе;
- нет проблем с внедрением изменений по сайту или в стратегии;
- стабильный бюджет и доступ к необходимым ресурсам;
- можно сформировать четко отлаженные процессы работы над проектом.
Минусы работы инхаус:
- развитие фактически идет только в одном направлении (бизнес-домене);
- нет возможностей для обмена опытом и знаниями с командой;
- могут быть сложности в приобретении дорогостоящих инструментов;
- часто нужно быть специалистом на все руки;
- более высокий уровень ответственности, по сравнению с агентством.
Количество подобных вакансий с каждым годом растет, так как сложность проектов многих компаний явно требует больше времени со стороны специалиста, чем может выделить типовое агентство, но, в то же время, работать с фрилансерами их руководство по тем или иным причинам не желает. Поэтому, если у вас возникнет желание попробовать себя в этом направлении, найти подходящий проект не составит особой сложности.
Итоги
Как видите, даже начинающему оптимизатору есть из чего выбирать, и можно найти такой формат работы, который лучше всего подходит именно вам. Более того, их можно даже вполне успешно совмещать (например, работа в офисе + фриланс в свободное время), если у вас достаточно опыта и вы хорошо владеете инструментами автоматизации.
Каждый из перечисленных вариантов работы по-своему хорош, и, надеемся, эта статья поможет вам определить наиболее интересное для себя направление. Если есть что добавить из собственного опыта или возникли вопросы после прочтения – пишите в комментариях!